О ФОНДЕ НАШИ ПРОГРАММЫ НОВОСТИ И СОБЫТИЯ КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ПОМОЧЬ? | English version |
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «НАДЕЖДА» |
Наставничество – позитивное постоянство
Опуская все регалии нашей ведущей, Екатерины Вадимовны, скажу только, что нам повезло встретиться с настоящим профи. Она вооружила нас печеньками, чаем и кофе и первое, о чем мы начали говорить – опасность. Вернее – ощущение опасности. Если мы согласимся, что безопасность ассоциируется с возможностью управлять ситуацией, уверенностью в защищенности и с освоенностью жизненного пространства, то опасность может принимать неожиданные формы. Самые обычные ситуации могут для иного человека казаться невыносимыми уже в силу непривычности, неизвестности. Таким образом, повседневность жизни в детском доме может настолько отличаться от жизни за его стенами, что многие преимущества запросто превращаются в непроходимый лес проблем, таких как нарушение привязанности, психология избегания, трудности адаптации и самоидентификации. Пожалуй, это было для меня первым открытием.
Также в ходе тренинга мы определили сферы, в которых могут проявляться негативные последствия взросления в иной, несемейной социальной системе. Их мы насчитали пять: физическая, интеллектуальная, социальная, эмоциональная и ценностная. каждая из этих сфер была разобрана нами отдельно. Порой открывались такие неожиданные вещи, что у нас открывались рты. Особенно это касалось взаимосвязи между различными сферами. Так, мы подробно остановились на том, как сказывается длительный стресс на биохимии детского организма, какие физиологические, психические и социальные последствия он вызывает, как совладать с коварным кортизолом, и как перенаправить энергию адреналина. То есть самое главное – что с этим всем можно сделать. К счастью, за порой сложноватой терминологией (эустресс и дистресс, гиппокамп и окситоцин) стояли земные реалии жизни и поменять химию возможно и даже предпочтительно не лекарственными препаратами, а такими простыми с виду вещами, как атмосфера принятия и признания, слезы и спорт…
Наконец, мы говорили о том, что значит присутствие значимого взрослого в жизни ребенка. В сознании пронеслась череда кинообразов архетипа учителя, старшего друга, наставника – магистр Йода, Гендальф, Дамблдор, Мерлин. Фантастические персонажи, обладающие совершенной мудростью и силой. Образы, которые и не могут иметь никакого реального воплощения. Наставник должен принять полноту ответственности за отношения, обладать развитым самоконтролем, позитивной самооценкой, чувством безопасности и защищенности в самом себе. Он также должен быть терпимым к слабостям и недостаткам, уметь «контейнировать» сам себя, вербализировать эмоции, принимать негативные реакции, не бояться нового, не избегать трудностей, стемиться, саморазвиваться… Это ведь просто невозможный список! Описание совершенного человека! И если мы способны передать только то, чем обладаем сами, то неужели наставничество – это способность, доступная лишь особым людям? К счастью это не так. Каждый из нас по-своему слаб и все мы несовершенны, но возрастая мы можем поддерживать тех, кто слабее нас, делиться тем, чего достигли. главное – сохранять в этом позитивное постоянство.
Иван Викулов (преподаватель ВлГУ)
Данный проект реализуется в рамках Благотворительной программы «Растим добро» при поддержке бренда «Добрый» и Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ».